Кладбище Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря


Главная О монастыре Кладбище

Кладбище Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря

Кладбище Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря

На кладбище Свято-Троицкого Феодоритова Кольского мужского монастыря находятся могилы:

иеромонаха Вячеслава (Кирдяшов Анатолий Михайлович) (20.12.1954 - 10.09.2015), второго настоятеля Архиерейского Свято-Феодоритовского подворья в г. Мурманске;

монахини Соломии (Комогоровой) (20.04.1930 - 08.08.2014);

монахини Анастасии (Горяевой) (01.12.1937 - 23.12.2019);

монахини Василиссы (Феофановой) (08.10.1939 - 18.04.2023).

Почившие монахини подвизались в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Мурманска.

В дни памяти усопших монашествующих братия обители совершает у могил заупокойные богослужения.

Из воспоминаний протоиерея Василия Вольского, настоятеля церкви Святой Живоначальной Троицы г. Полярные Зори:

"Монахинь Соломию и Анастасию я знал давно, ещё со времени Архангельской епархии.

Матушка Соломия, в миру Антонина Андреевна, приехала в Мурманск в трёхлетнем возрасте: в 30-е годы родители были репрессированы на Север.

Вместе со своей старшей сестрой, Клавдией Андреевной, они были прихожанками храма во имя святителя Николая Чудотворца на улице Зелёной и при протоиерее Георгии Козаке принимали активное участие в строительстве Свято-Никольского кафедрального собора в Мурманске.

Монахиня Соломия несла послушание в алтаре: делала уборку, готовила запивку, разрезала антидор, в отсутствие пономаря подавала служащим священникам кадило. Некоторое время она готовила архиерейскую трапезу в Епархиальном управлении.

Со слов знающих её прихожан, в своё время Антонина была директором мурманского Диетического магазина на проспекте Ленина.

С матушкой Анастасией, в миру Ираидой Федоровной, нас связывало более тесное общение.

Она была родом из Кировской области, в семье воспитывалось 9 детей. Из воспоминаний детства Ираида рассказывала, как в гости к ним приходил дедушка и всегда приносил с собой Библию, и читал её, и толковал, и вёл духовные беседы.

Трудиться в храм Ираида пришла в возрасте 37 лет при митрофорном протоиерее Сергии Кульчинском. В то время она работала в строительной организации. Благословением отца Сергия Ираиде было определено клиросное послушание, она была уставщицей.

Читала она очень хорошо: громко, четко, по-церковному, было слышно на весь храм. Когда я в 18 лет пришёл на клирос, тогда ещё и не думая, что стану священником, она ставила передо мной то одну книгу, то другую, со словами: «Вася, вникай, пригодится». Интересно, что, имея проблемы со слухом от колокольного звона, некоторым гласам именно она меня научила: в семинарию я поехал уже готовым по церковному пению и со знанием Устава.

Ираида, также участвующая в строительстве собора, была настоящей подвижницей в миру, вела очень аскетичный образ жизни: помимо обязательного посещения утренних и вечерних служб, звона в колокола, она ещё шила и стирала священнические облачения. Когда построили храмовый комплекс Свято-Никольского собора, ей выделили две небольших комнаты: одну под швейную мастерскую, вторую – жилую.

После службы в праздничные и воскресные дни Ираида неизменно приглашала всех трудящихся на клиросе к себе в мастерскую на трапезу.

Имея 7 классов образования, она читала очень много духовной литературы и в службах была незаменимым человеком: в отсутствие в то время «Богослужебных указаний» она приходила за час до начала службы и наставлениями помогала молодым священникам. Помню, как мы записывали с её слов последовательность ведения службы.

Когда получался небольшой отпуск, Ираида ездила в Ярославскую область к архимандриту Павлу (Груздеву) ухаживать за юродивой блаженной Енечкой, прикованной к постели.

Кроме того, она несколько лет ухаживала за лежачей парализованной прихожанкой Свято-Никольского собора: между службами успевала съездить навестить и привезти ей продукты.

Несмотря на то, что семья была многодетная, так случилось, что за престарелыми родителями Ираиды, живущими в Джанкое, тоже некому было ухаживать, и она была вынуждена отпроситься и поехала их досматривать.

После образования Мурманской епархии путём выделения из Архангельской произошли большие перестановки, изменения, и матушкам Соломии и Анастасии на территории собора была выделена трёхкомнатная квартира с изолированными комнатами, в одной из которых было хранилище икон.

В 2001 году, спустя 5 лет, после смерти родителей, Ираида вернулась в Свято-Никольский собор, приступила к послушанию алтарницы и приняла монашеский постриг в честь мученика Анастасия.

Причем не многие знают, что фактически её имя после пострига не Анастасия в привычном его произношении, а АнастАсия (с ударением на третий слог).

В течение пяти лет она несла свои труды, а Господь уже готовил её к Вечности: у неё случился инсульт. Будучи в сознании, она осталась частично парализована. За ней ухаживали завскладом собора Валентина Николаевна Петрова и казначей Светлана Александровна Рагозина.

Когда матушка Анастасия уже слегла, к ней приезжал её брат и хотел её забрать, чтобы за ней ухаживать (у него к тому времени уже скончалась жена). Но наши сёстры её не отдали. Их так Господь вразумил: вскоре этот брат сам скончался, ещё раньше монахини Анастасии, и неизвестно, где бы она оказалась после его кончины - скорее всего, в доме инвалидов и престарелых.

У матушки Анастасии никогда не было уныния. 14 лет она провела прикованной к постели, была оптимисткой, священники исповедовали и причащали её, она всё время молилась, ежедневно выполняла монашеское молитвенное правило. Она была очень искренней, открытой, простой, с глубокой, а не показной верой.

Я никогда не слышал, чтобы она кого-то осудила, не было никакого празднословия и болтовни, никогда не видел, чтобы она раздражалась или гневалась, но, вместе с тем, она очень переживала и сокрушалась, если священники сокращали службу, потому как ценила Устав, церковную традицию, любила Церковь, церковный уклад жизни.

Обе матушки просили меня поминать их родителей (у м. Соломии Андрей и Агриппина, у м. Анастасии Феодор и Ольга), что я стараюсь посильно делать.

Обе матушки были доброжелательны и бесхитростны, и я благодарю Бога, что застал таких людей и имел счастье с ними общаться".

Фото из личного архива протоиерея Василия Вольского:


Крайняя слева - монахиня Анастасия (Горяева), крайняя справа - монахиня Соломия (Комогорова). Трифоновская церковь на ул. Зеленой г. Мурманска, 2004-2005 годы. Фото протоиерея Геннадия Буздугана.



Вторая слева - Ираида Федоровна, в постриге монахиня Анастасия (Горяева). Строительство Свято-Никольского собора, 1985 год.



Слева направо: староста Великанова Мария Михайловна, протоиерей Василий Вольский, повар Архалова Тамара Александровна, монахиня Соломия. Свято-Никольский собор, 2004 (2005) год. Фото протоиерея Геннадия Буздугана.

Монахиня Василисса, в миру Валентина Ивановна, отошла ко Господу в Светлый Вторник, на 84 - м году жизни после напутствия Святыми Христовыми Тайнами. Матушка четверть века несла послушание в Свято - Никольском кафедральном соборе г. Мурманска. Много лет вместе служили. 

Она была первой постриженной монахиней новообразованной Мурманской епархии. У неё был единственный сын Михаил, который скончался в молодом возрасте, и она ежедневно после работы в течение 40 дней прочитывала за него Псалтирь. А потом через какое-то время приняла монашеский постриг. Царство Небесное и вечная память матушке!

oPAbDShgt-M.jpg




x