История обители


Главная О монастыре

История обители

История обители

Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь имеет своим началом обитель, основанную в устье реки Колы великим просветителем северных земель преподобным Феодоритом Кольским.

Идея построения церквей и монастырей на приграничных и двоеданных землях Великой Лапландии реализовалась с 1526 г. в русле просветительских усилий свт. Макария архиепископа Новгородского (1482-1563 гг.). С возведением в 1542 г. Макария в митрополиты Московские и всея Руси, его деятельность активно поддержал Иоанн Грозный. Эмиссарами святителя к народам Кольского полуострова стали прп. Феодорит (Жиденов) и иероинок Илия (Тучков), которые «ехавши церкви Божия освящали, и самех многих Лоплян крестиша… в нашу православную и святую веру»[1].

В русле этой миссии в 1540 году Феодорит, приняв «от богатых некоторых немало серебра в воздаяние Господу», «с некоторыми другими», направляется в район Колы. Здесь, «…на устье Кола реки [Кольского залива] созидает монастырь», ставит «церковь во имя Пребезначальной Троицы и, собрав братию, дает им Устав»[2]. Устав этот, или «правило священное», предусматривал принципы общежительного монастыря-киновии (от греч. κοινός – общий, и βιός – жизнь), в сочетании с полным «нестяжательным жительством» и добыванием пищи только своими руками. Как учит апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3,10), и чтобы «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии» (Деян.20,34).

Феодоритов Кольский монастырь наряду с Трифоно-Печенгским становится центром христианского просвещения запада Лапландии. И «распространилась во всем том народе проповедь Евангельская». Этому способствовал созданный Феодоритом лопарский алфавит, равно как и его же иные труды. Так писал голландский путешественник, читавший: «письмена для карельского языка, русского философа Федора [Феодорита] из Кандалакши, на котором никогда не писал ни один человек»[3]. Здесь, в этом монастыре Феодоритом впервые было введено служение на лопарском языке, поскольку в то время основная масса братии состояла из лопарей: «Множество от них монашеское житие возлюбили за благодатию Христа нашего и Того Священного учения».

Однако вскоре состав братии стал меняться не в лучшую сторону: «в 50-е годы XVI века в Колу начали ссылать преступников»[4]. Когда в 1548 году наступило голодное время, братия монастыря, недовольная строгостью его устава, восстала на своего игумена и учинила бунт. Избив святого старца, «выкидывают» его из обители. А в дальнейшем насильно изгоняют его «от страны той», «от тех пустынь поневоле во вселенную». Сами же, в 1549 году перемещаются на р. Печенгу в монастырь к преподобному Трифону, что привело к его уходу с Печенги на восемь лет. На самом Монастырском острове монашеская жизнь вскоре продолжилась, но уже в монастыре, переименованном в Петропавловский Кольский, при строителе монахе Сергии (Вянзине)[5].

После уничтожения Трифонов-Печенгского монастыря финнами в 1589 г., уцелевшая братия по жалованной грамоте царя Феодора Иоанновича 1591 г. переселилась в Колу на территорию Кольского монастыря. В 1764 году в ходе всероссийской секуляризации Кольско-Печенгский монастырь был упразднён.

Историческое место, где располагался монастырь и его Троицкая церковь, – ныне не существующий Каменный мыс. «Река Кола впадала прежде в губу, протекая между северным краем города и низменным мысом, выдававшимся от восточного берега губы, на коем стоял древний монастырь Святой Троицы»[6]. «В XVIII веке мыс этот превратился в Монастырский (Каменный) остров в устье реки Колы»[7]. В дальнейшем шел процесс постепенного слияния острова с материковым берегом в том месте, где стоял Кольский деревянный острог (крепость).

После упразднения Кольского монастыря сохранилась лишь историческая Троицкая церковь, которая обрела статус городской, кладбищенской. Эта последняя церковь монастыря была закрыта в 1933 году, а в 1935 году отдана под Дом пионеров. Разобрана в послевоенное время. Благодаря уцелевшей на Кольском кладбище могиле протоиерея Георгия Терентьева, захороненного у алтаря этой Троицкой церкви в 1904 году, удалось установить памятное «церковное место» обители. Сейчас оно обозначено поклонным крестом.

В наше время всю территорию древнего монастыря занимает городское кладбище Колы, что и обусловило возрождение обители на новом месте.

В 1995 году была создана Мурманская епархия. В 2008 году в Мурманске недалеко от места бывшего Кольского монастыря было открыто подворье Трифонов-Печенгского монастыря. Это монастырское подворье 23 июня 2014 года в связи с образованием Мурманской митрополии было преобразовано в Архиерейское Свято-Феодоритовское подворье.

11 марта 2020 года решением Священного Синода РПЦ Феодоритовское подворье было преобразовано в Свято-Троицкий Феодоритов Кольский мужской монастырь. Священноархимандритом монастыря утвержден митрополит Митрофан (Баданин).

В монастыре имеются три храма: Свято-Троицкая надвратная церковь, храм Преподобного Феодорита Кольского, и малая церковь Иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».

В настоящее время в монастыре подвизается 6 монашествующих и порядка 15 послушников и трудников.

 




[1] Насонов А. Псковские летописи. (Летописный отрывок: «В лето 7042-го…») М.-Л., 1941. Вып. 1.


[2] Курсивом выделены цитаты из жития прп. Феодорита. См.: Курбский А. История о Великом князе Московском // Памятники литературы Древней Руси. 2-я пол. XVI в. М., 1986. С. 324–347.


[3] Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 301.


[4] Дергачев Н. Подробное описание Лопской земли // Архангельские губернские ведомости. 1869. № 97.


[5] Филиппов А.М. Русские в Лапландии в XVI веке. Сообщение Симона ван Салингена // Литературный вестник. СПб., 1901. Т. 1. Кн. 3. С. 310.


[6] Рейнеке М.Ф. Описание города Колы в Российской Лапландии. СПб., 1830. С. 2.


[7] Козьмин Н. Распространение Христианства среди лопарей // Архангельские епархиальные ведомости. 1900. С. 74.

 




x